Для современной ПОК система менеджмента рассматривается как взаимосвязанная совокупность стратегии, культуры, структуры, команд и менеджеров различного уровня при осуществлении деятельности [1]. В этом случае, в систему менеджмента ПОК включаются также топ-менеджмент компании; стратегический, инструментальный и операционный менеджмент проектов; менеджмент проектов и их групп и т.п.
5.5. Структура
Организационная структура компании часто создается для выполнения заданий высшего руководства наиболее эффективным путем. Заданная ориентация вызвана естественным желанием персонала компании работать в системе упорядоченного распределения задач и ответственности и является основой стабильности внутри компании. Однако эффективность такой системы определяется степенью «гибкости» топ-менеджмента компании по отношению к изменениям на рынке.
Подразделения по функциональному обеспечению внутренней деятельности компании объективно заинтересованы в сохранении административных норм и стандартов деятельности. Ориентация на исполнение функций, а не на достижение результата, является характеристикой административных иерархических систем, которые неповоротливы и неэффективны на реальном рынке.
Переход от модели организаций, для которых клиенты существуют только как источник собственного благополучия, к деятельности по удовлетворению потребностей заказчика и «гибкому реагированию» является делом времени. Заказчики развиваются, обучаясь не только на своих ошибках, но и адаптируя западный опыт к реальным российским условиям.
Если ПОК принимает ПМ, как стратегию, культуру и систему менеджмента для осуществления проектов, то для успешной деятельности компания должна иметь и адекватную структуру. Доля проектной ориентации в компании не может быть измерена в абсолютных величинах. Поэтому системы оценки эффективности работы «менеджерских» проектных и функциональных подразделений должны быть разными, а оценка деятельности менеджеров проектов и функциональных менеджеров в одних показателях попросту некорректна.
5.6. Команды
Командные действия на всех уровнях управления компанией является главной чертой современной ПОК. Именно командный образ действий (как модель деятельности) и команды (как организация деятельности персонала) являются критическими факторами успеха и конкурентноспособности ПОК.
Специфика современных команд проекта определяется природой и комплексностью проекта, как уникального временного предприятия. Сущность и характеристики Команды Менеджмента Проекта (КМП) [ 6 ] определяются ее тройственной позицией по отношению к проекту и рассматриваются с позиций:
- Системного подхода, как субъекта управления по отношению к процессам и объектам управления (субъект – объектные отношения) в проекте со всеми присущими ему задачами и функциями.
- Проектного подхода, как сквозной развивающийся элемент технологии осуществления проекта.
- Психологического подхода, как самоуправляемый и саморазвивающийся субъект (субъект - субъектные отношения).
С другой стороны, КМП является основой любой технологии управления проектом и представляет собой интегрированную совокупность разнородных элементов. Проект осуществляется не сам по себе, а людьми посредством их действий.
5.7. Персонал
В общем случае, человеческие ресурсы проекта – это совокупность профессиональных, деловых, личностных качеств участников проекта и членов команд проекта и их возможностей (влияния, «веса», связей и т.п.), которые могут быть использованы при осуществлении проекта [6]. Персонал – это конкретные индивидуумы, частью которых является их квалификация, исполнение функционально-должностных обязанностей и проч., что частично описывается в рамках штатного расписания проекта.
Однако подход к управлению персоналом проекта, как к процессу управления измеряемым ресурсом (процессный подход), малоэффективен в ПОК. Например, в менеджменте проектов особую роль играет культура команды и синергия ее членов, а они не образуются в «механистических» системах.
Современный менеджмент человеческих ресурсов и персонала проекта [14] имеет конкурентное преимущество в том случае, если «управляет» не только измеряемыми факторами, но и учитывает такие неизмеримые величины, как «командный дух», «доверие», «открытость», «энтузиазм» и т.п. В проектах, в которых человеческий фактор имеет решающее значение, ориентация только на управление «трудовыми ресурсами» и «штатом» без учета организационной и профессиональной культур, индивидуальных особенностей членов команд и других, плохо идентифицируемых и измеряемых характеристик команд, часто приводит к конфликтам, трудностям «на ровном месте» и неуспеху всего проекта.
Всегда нужно помнить, что проект делают люди, а не трудовые ресурсы.
6. Заключение
- Современные проекты рассматриваются, в первую очередь, как социальные системы, и их осуществление требует соответствующих управленческих подходов и инструментов. Поэтому их управление организуется как управление в социальной системе в рыночной среде.
- ПМ используется в качестве базовой концепции менеджмента для современных ПОК в силу своей универсальности, системности и комплексности, гибкости, разнообразием инструментов для работы менеджеров различных уровней управления.
- Динамичный рынок требует от компаний перехода к новой парадигме деятельности. Поэтому многие современные ПОК используют ПМ, как эффективную центральную стратегию менеджмента в своей деятельности.
- Наличие базовых элементов в ПОК само по себе не определяет успешную деятельность компании. Поэтому требуется создание системы эффективного менеджмента как совокупности разнородных элементов, целевым образом соединенных для достижения стратегических целей компании.
- Для ПОК использование ПМ как стратегии, управленческой культуры и совокупности инструментов позволяет достигать следующих результатов:
- Реальной ориентации на удовлетворение интересов заказчиков и клиентов, т.к. проектная деятельность вне целей заказчика и вне проекта не существует.
- Организационной гибкости и интеграции посредством использования проектной формы организации работы, как временной, и взаимовыгодной кооперации различных подразделений в проекте.
- Делегирования полномочий и децентрализации ответственности менеджмента путем делегирования прав и ответственности за осуществление проекта на управляющего и команду проекта.
- Гарантированного качества посредством определений результатов проекта в измеряемых величинах (количество и качество, сроки, бюджет).
- Непрерывное организационное обучение и развитие менеджмента и персонала посредством участия его в проектах.
Литература
- Handbook of Management by Projects/Ed. Roland Gareis. Printed by Ferdinand Berger & Sohne. Vienna, 1990.
- ICB - IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee: Caupin G., Knopfel H., Morris P., Motzel E., Pannenbacker O.. - Bremen: Eigenverlag, 1999. - pp.112.
- Haslauer H., Madl M., Rattinger H. Achieving the Corporate Collapse by Implementing Flat and Flexible Organisation Structures. Handbook of Management by Projects/Ed. Roland Gareis. Printed by Ferdinand Berger & Sohne. Vienna, 1990.
- Мир управления проектами. Под редакцией Решке Х., Шелле Х.. Пер. с англ. - М.: АЛАНС, 1993.
- Roland Gareis. Management by Projects: The Management Strategy of the “new” Project-oriented Company. Handbook of Management by Projects/Ed. Roland Gareis. Printed by Ferdinand Berger & Sohne. Vienna, 1990.
- Михеев В.Н. Современная команда менеджмента проекта. ComputerWorld. Директору информационной службы, май 2001г., сс. 14-21.
- Roland Gareis. Management by Projects: Specific Strategies, Structures and Cultures of the Project-oriented Company. Workshop “ Project-oriented Company”, Vienna, 1993.
- APM: Where we’ve got to. – Project, April, 1990.
- Gerold Patzak. A Morphological Model of Project Management. Handbook of Management by Projects/Ed. Roland Gareis. Printed by Ferdinand Berger & Sohne. Vienna, 1990.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмнел Дж. Школы стратегий. /Пер. с англ. – СПб: Изд. “Питер”, 2000. – 336 с.
- ISO 9000:2000 Quality Management Systems – Fundamental and Vocabulary.
12. ISO/TR 10006: 1997 (E). Quality Management – Guidelines to quality in project management
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMBOK Guide./ Ed. 2000. Project Management Institute, Drexel Hill, Pennsylvania, 2000.
- Verma V. Human Resource Skills for the Project Manager. The Human Aspects of Project Management, Volume Two, PMI, Pennsylvania, USA, 1997.